Формирование интеллекта у человека

Формирование интеллекта у человекаИнтеллект формируется в ходе ос­воения человеком общественного опыта, в результате его деятельности и общения. Особую роль в фор­мировании и развитии интеллекта ре­бёнка играют целенаправленные воз­действия взрослого в форме обуче­ния и воспитания. Специальные на­учные наблюдения и исследования фиксируют неравномерность интел­лектуального развития: ускорение или замедление умственного роста, неожиданные его подъёмы или за­держки. Хорошо известны случаи, когда ребёнок очень быстро раз­вивается в интеллектуальном отно­шении и при прочих равных усло­виях далеко опережает сверстни­ков. В каждом поколении встреча­ются дети с ранним развитием ум­ственных способностей. Однако не всегда ранние успехи являются за­логом больших достижений в буду­щем. Нередко у «вундеркиндов» отмечается последующее замедле­ние и «выравнивание» интеллекту­ального развития. Вместе с тем из­вестно другое: многие выдающиеся люди были вундеркиндами. Судя по всему, опережение сверстников в детстве может указывать на перспективный вариант интеллек­туального развития.

Достаточно известен прямо проти­воположный тип интеллектуального развития: несколько замедленный, растянутый, когда исподволь, по­степенно происходит накопление определённых достоинств интеллек­та. Отсутствие ранних достижений отнюдь не означает, что предпо­сылки очень больших или выдаю­щихся способностей не смогут выя­виться в дальнейшем. В этом убеж­дает пример Альберта Эйнштейна, чьи школьные успехи были очень скромны.
Отмечено, что различные интел­лектуальные функции «созревают» в разное время. Более высокие их показатели обнаруживаются в мо­лодом возрасте (25—34 года). Од­нако лексические способности дости­гают максимума в 40 лет, а слухо­вая чувствительность — в 20. Ис­следования людей умственного тру­да, интеллектуальные функции которых постоянно тренируются, показали, что различные параметры интеллекта, достигающие оптимума в ранней молодости, могут возрас­тать в зрелые годы до 50 лет и снижаются лишь к 60 годам. Но и это не предел. Уровень интеллек­туальной работоспособности опре­деляется не только родом занятий, но и образом жизни. Выдающиеся деятели науки и культуры Вольтер, И. В. Гёте, В. Гюго, В. Шоу, Т. Эди­сон, Л. Н. Толстой, И. И. Мечни­ков, И. П. Павлов, М. С. Сарьян и другие активно работали до последних лет жизни, в которой значительное место занимали физи­ческий груд, физические упраж­нения, туризм, охота.

Тэги:

Рубрика: Психология, Разное

Комментарии (Один комментарий)

Трекбек URL | RSS подписка на комментарии

  1. Алексей пишет:

    А еще благоприятному умственному развитию очень хорошо помогают появившиеся в большом колличестве детские развивающие игры! Моя племянница их очень любит и заметно опережает ровесников в развитии!

Оставить комментарий